После окончания строительства частного дома его обязательно нужно ввести в эксплуатацию. Теоретически от этой процедуры вы можете отказаться, но тогда официально стать владельцем постройки уже не получится.
Это отражается на многих процессах. Например, незарегистрированный дом нельзя официально продать или подарить, а также застраховать. Многие законы, в том числе те, что защищают имущество граждан, просто не действуют, если строение не оформлено по всем правилам. По этой причине ввод дома в эксплуатацию — это задача, решение которой не стоит затягивать.
Какие дома признаются жилыми
Такой статус получают только капитальные строения. К ним предъявляются определенные требования. Первое — это наличие фундамента, то есть основания, которое связывает постройку с землей. Второе — материалы, которые обеспечивают прочность постройки и возможность постоянного проживания людей. Это кирпич, газобетон, брус, панели для каркасных технологий и т. д.
Кроме того, ввод частного дома в эксплуатацию возможен только в том случае, когда соблюдены все требования СНиП и пожарной безопасности. Среди них:
- размещение на участке только одного дома;
- соблюдение всех отступов — от границ, деревянных строений соседей, общественных территорий и т. д.;
- количество этажей — не более трех, включая мансарду или полноценный подземный этаж.
Комментарий специалиста:
Учитывайте, что некоторые требования могут быть локальными, относящимися к конкретному населенному пункту. Их следует уточнить заранее, еще до начала строительства. Для этого можно обратиться в местную администрацию.
Документы для введения постройки в эксплуатацию
Ввод в эксплуатацию индивидуального жилого дома — это строго регламентированный процесс, поэтому придется подготовить немалое количество документов. Это бумаги, которые подтверждают право собственности владельца на землю, техдокументация на саму постройку, а также документы, которые демонстрируют, что готовый дом соответствует всем правилам и нормам. Если более точно, то список такой:
- документы о праве собственности на участок;
- разрешение на строительство, если оно есть и требуется в конкретном случае;
- акт, подтверждающий, что строение подключено к инженерным коммуникациям;
- схема, отражающая расположение постройки и инженерных сетей на территории;
- заключение специалистов госнадзора, подтверждающее, что постройка соответствует проектной документации и ее требованиям.
Важные этапы процедуры
Далее рассмотрим те этапы, которые нужно будет пройти для ввода в эксплуатацию частного жилого дома.
Составление акта приемки и его подписание
Если строительством дома занималась подрядная организация, после окончания работ заказчик и исполнитель подписывают акт приемки. У этого документа есть разные формы, которые зависят от особенностей проекта. Уточнить подходящую можно в постановлениях Госкомстата.
Акт приемки содержит большое количество важных сведений. Это адрес строения, данные заказчика, дата приемки, информация о проектировщике и многое другое. Документ содержит исчерпывающие сведения об объекте, которые необходимы для его официальной регистрации.
Разрешение для ввода дома в эксплуатацию
Оно выдается тем же органом, который выдавал разрешение на строительство (в том случае, если такой документ был получен). Чтобы получить разрешение на ввод в эксплуатацию, нужно подать заявление и дождаться, пока на объект приедет комиссия. Она может разрешить процедуру или отказать в ее проведении.
Комментарий специалиста:
Комиссия не только проверяет соответствие дома всем существующим нормам, но и смотрит документы, правильность их оформления.
Подготовка техпаспорта
Если разрешение на ввод дома в эксплуатацию получено, нужно сделать технический паспорт. Самостоятельно решить этот вопрос нельзя — нужно обращаться в специальные организации, которые имеют лицензию на осуществление таких работ.
Технический план тоже содержит большое количество информации. Она включает характеристики объекта, схему расположения, план, чертеж контура постройки, информацию о собственнике и другие данные. Специалисты, которые занимаются составлением таких документов, несут полную ответственность за то, чтобы все было оформлено правильно.
Обращение с документами в Росреестр
На последнем этапе, чтобы получить акт ввода дома в эксплуатацию, нужно обратиться в Росреестр. Документы можно отправить через МФЦ, “Госуслуги” или сам сайт организации. При этом нужно предоставить:
- заявление установленного образца;
- паспорт будущего собственника;
- документы, которые подтверждают право владельца считать участок своей собственностью;
- документы, подтверждающие основания для регистрации;
- техплан строения;
- кадастровый паспорт;
- чек об оплате государственной пошлины.
Если все хорошо, то дом поставят на учет, а данные о нем и о собственнике внесут в ЕГРН.
Уведомительный порядок или дачная амнистия — более простые варианты
Сейчас процедура регистрации построенного дома сильно упрощена. Например, вместо разрешения на строительство будущий владелец может направить в проверяющие органы уведомление. На него тоже нужно получить положительный ответ, но эта процедура намного проще, чем было до 2018 года. А действует разрешение в течение 10 лет, причем даже при смене собственника.
Более того, ввод частного дома в эксплуатацию можно сделать по так называемой дачной амнистии. Это ряд законов, которые действуют до 1 марта 2031 года. Они позволяют оформить уже построенный объект, даже если при его возведении были некоторые нарушения. Теперь не нужно собирать большой пакет документов и идти в суд, чтобы зарегистрировать собственность. Достаточно провести кадастровые работы и составить технический план, а затем обратиться в Росреестр.
Даже относительно простая регистрация может вызвать вопросы. Но сейчас любые сложности легко решаются. Есть немало компаний, которые помогают собственникам подготавливать необходимые документы и проходить процедуру ввода в эксплуатацию за минимальный срок.