• Николай
  • 1 мин. чтения
  • Статьи

Ввод частного дома в эксплуатацию

После окончания строительства частного дома его обязательно нужно ввести в эксплуатацию. Теоретически от этой процедуры вы можете отказаться, но тогда официально стать владельцем постройки уже не получится.

Это отражается на многих процессах. Например, незарегистрированный дом нельзя официально продать или подарить, а также застраховать. Многие законы, в том числе те, что защищают имущество граждан, просто не действуют, если строение не оформлено по всем правилам. По этой причине ввод дома в эксплуатацию — это задача, решение которой не стоит затягивать.

Какие дома признаются жилыми

Такой статус получают только капитальные строения. К ним предъявляются определенные требования. Первое — это наличие фундамента, то есть основания, которое связывает постройку с землей. Второе — материалы, которые обеспечивают прочность постройки и возможность постоянного проживания людей. Это кирпич, газобетон, брус, панели для каркасных технологий и т. д.

Кроме того, ввод частного дома в эксплуатацию возможен только в том случае, когда соблюдены все требования СНиП и пожарной безопасности. Среди них:

  • размещение на участке только одного дома;
  • соблюдение всех отступов — от границ, деревянных строений соседей, общественных территорий и т. д.;
  • количество этажей — не более трех, включая мансарду или полноценный подземный этаж.

Комментарий специалиста:

Учитывайте, что некоторые требования могут быть локальными, относящимися к конкретному населенному пункту. Их следует уточнить заранее, еще до начала строительства. Для этого можно обратиться в местную администрацию.

Документы для введения постройки в эксплуатацию

Ввод в эксплуатацию индивидуального жилого дома — это строго регламентированный процесс, поэтому придется подготовить немалое количество документов. Это бумаги, которые подтверждают право собственности владельца на землю, техдокументация на саму постройку, а также документы, которые демонстрируют, что готовый дом соответствует всем правилам и нормам. Если более точно, то список такой:

  • документы о праве собственности на участок;
  • разрешение на строительство, если оно есть и требуется в конкретном случае;
  • акт, подтверждающий, что строение подключено к инженерным коммуникациям;
  • схема, отражающая расположение постройки и инженерных сетей на территории;
  • заключение специалистов госнадзора, подтверждающее, что постройка соответствует проектной документации и ее требованиям.

Важные этапы процедуры

Далее рассмотрим те этапы, которые нужно будет пройти для ввода в эксплуатацию частного жилого дома.

Составление акта приемки и его подписание

Если строительством дома занималась подрядная организация, после окончания работ заказчик и исполнитель подписывают акт приемки. У этого документа есть разные формы, которые зависят от особенностей проекта. Уточнить подходящую можно в постановлениях Госкомстата.

Акт приемки содержит большое количество важных сведений. Это адрес строения, данные заказчика, дата приемки, информация о проектировщике и многое другое. Документ содержит исчерпывающие сведения об объекте, которые необходимы для его официальной регистрации.

Разрешение для ввода дома в эксплуатацию

Оно выдается тем же органом, который выдавал разрешение на строительство (в том случае, если такой документ был получен). Чтобы получить разрешение на ввод в эксплуатацию, нужно подать заявление и дождаться, пока на объект приедет комиссия. Она может разрешить процедуру или отказать в ее проведении.

Комментарий специалиста:

Комиссия не только проверяет соответствие дома всем существующим нормам, но и смотрит документы, правильность их оформления.

Подготовка техпаспорта

Если разрешение на ввод дома в эксплуатацию получено, нужно сделать технический паспорт. Самостоятельно решить этот вопрос нельзя — нужно обращаться в специальные организации, которые имеют лицензию на осуществление таких работ.

Технический план тоже содержит большое количество информации. Она включает характеристики объекта, схему расположения, план, чертеж контура постройки, информацию о собственнике и другие данные. Специалисты, которые занимаются составлением таких документов, несут полную ответственность за то, чтобы все было оформлено правильно.

Обращение с документами в Росреестр

На последнем этапе, чтобы получить акт ввода дома в эксплуатацию, нужно обратиться в Росреестр. Документы можно отправить через МФЦ, “Госуслуги” или сам сайт организации. При этом нужно предоставить:

  • заявление установленного образца;
  • паспорт будущего собственника;
  • документы, которые подтверждают право владельца считать участок своей собственностью;
  • документы, подтверждающие основания для регистрации;
  • техплан строения;
  • кадастровый паспорт;
  • чек об оплате государственной пошлины.

Если все хорошо, то дом поставят на учет, а данные о нем и о собственнике внесут в ЕГРН.

Уведомительный порядок или дачная амнистия — более простые варианты

Сейчас процедура регистрации построенного дома сильно упрощена. Например, вместо разрешения на строительство будущий владелец может направить в проверяющие органы уведомление. На него тоже нужно получить положительный ответ, но эта процедура намного проще, чем было до 2018 года. А действует разрешение в течение 10 лет, причем даже при смене собственника.

Более того, ввод частного дома в эксплуатацию можно сделать по так называемой дачной амнистии. Это ряд законов, которые действуют до 1 марта 2031 года. Они позволяют оформить уже построенный объект, даже если при его возведении были некоторые нарушения. Теперь не нужно собирать большой пакет документов и идти в суд, чтобы зарегистрировать собственность. Достаточно провести кадастровые работы и составить технический план, а затем обратиться в Росреестр.

Даже относительно простая регистрация может вызвать вопросы. Но сейчас любые сложности легко решаются. Есть немало компаний, которые помогают собственникам подготавливать необходимые документы и проходить процедуру ввода в эксплуатацию за минимальный срок.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest