Порядок оформления дома в собственность зависит от того, построен ли он недавно либо приобретается у предыдущего владельца. Рассказываем о самых главных особенностях и приводим подробные инструкции.
Если покупаете готовый дом у старого владельца
Если вы строите новый дом
Порядок оформления дома в собственность зависит от того, построен ли он недавно либо приобретается у предыдущего владельца. Проще всего выполняется регистрация готового дома, который был куплен у другого собственника. Достаточно подать в Росреестр заявление и приложить договор, например, купли-продажи Но у процедуры есть множество нюансов, зависящих от того, на каком этапе планируется оформлять право собственности и на какой дом. В ряде случаев понадобятся не только правоустанавливающие документы. Рассказываем о самых главных особенностях и приводим подробную инструкцию, как оформить дом в собственность в разных случаях.
Если покупаете готовый дом у старого владельца
Такой дом обычно уже внесен в ЕГРН, в связи с чем вам понадобится только зарегистрировать право собственности. Для этого подается заявление в Росреестр, а к нему прикладываются:
- копия паспорта;
- квитанция, подтверждающая уплату пошлины в размере 2000 руб.;
- договор (мены, ренты, дарения, купли-продажи).
Помимо МФЦ документы можно подать через портал «Госуслуги», выбрав категорию «Стройка. Недвижимость», а далее пункт «Кадастровый учет и регистрация прав на недвижимость».
Полезно знать! Если у вас подтвержденный аккаунт на «Госуслугах», то основные сведения заполнятся автоматически и на их основе сформируется заявление. Вам останется лишь загрузить отсканированные копии требуемых документов.
Если вы строите новый дом
Оформление права собственности на дом, только что построенный, несколько отличается. Все потому, что сведений о нем еще нет в ЕГРН. Чтобы внести их, нужно обратиться в компанию, которая оказывает услуги по межеванию, и вызвать кадастрового инженера. Он выедет на место, проведет нужные измерения, после чего выдаст заключение, а также межевой план участка и техплан дома.
Чтобы при постановке на кадастровый учет не возникло никаких проблем, нужно изначально соблюсти процедуру строительства и сделать следующее:
- Отправить в администрацию уведомление о начале строительства. Разрешение на строительные работы сегодня не нужно. Строительство теперь имеет уведомительный порядок, то есть вам достаточно сообщить о том, что вы начинаете строить дом из газобетона, кирпича, бруса или других материалов.
- Отправить в администрацию уведомление об окончании строительства. На это дается 30 дней после завершения работ. Оба уведомления можно тоже направить через портал «Госуслуги».
Важно знать! Главное, чтобы строение отвечало критериям малоэтажных жилых зданий. Если будут какие-то нарушения — вам сообщат об этом в ответном уведомлении. Чтобы администрация могла провести проверку, при подаче заявки нужно предоставить параметры дома, который планируется возвести.
На каждом из этапов администрация может указать на ошибки и нарушения норм строительства. Поэтому игнорировать указанный порядок не стоит, ведь это позволит избежать ситуаций, когда кадастровый инженер попросту откажется готовить техплан. Если все сделано верно, то вам останется подать в Росреестр:
- заявление на оформление дома в собственность в 2023 году;
- техплан дома;
- ответное уведомление администрации о соответствии дома требованиям;
- документы на земельный участок;
- копию своего паспорта.
Любые строения, включая кирпичные, газобетонные, каркасные дома, регистрируются в течение 7 рабочих дней. По результатам оказания услуги предоставляется выписка из ЕГРН, которая и подтверждает, что вы являетесь собственником.